Рут Фландерс
Социальные сети:
Толпа, которой нет
Глава восьмая
Лавбейт и как его там
Об этом не любят говорить, потому как и говорить вроде бы не о чем - искусственный интеллект и системы коллекционирования данных собирают о каждом тонны сензитивной информации. В общем говоря, той, которая относится к сфере глубоко личного, уязвимого с точки зрения воздействия на инстинкт продолжения рода.
Объективно говоря, пинать вашу душу, изучая её под эмоскопом, давно модно. Это обусловлено как общим снижением эмоционального интеллекта из-за перетока энергии на обработку левополушарной информации, так и банальным потребительством, в том числе, выражающимся в условных единицах.
И это понятно, как только вы отстранитесь от происходящего в Сети туда, где общаетесь, взаимодействуете либо узнаёте что-то новое.
Есть ещё одна перспектива, исключительно волнующая сильных мира сего - влияние, обретаемое на конкретного человека с помощью реальных или внушённых, иллюзорных отношений с личностью, предлагаемой в качестве лавстори. Участием в таких историях не брезгуют даже люди, казалось бы, не должные пятнать своей репутации столь гнусным образом. Кто-то удовлетворяет своим амбициям, кто-то воображает, что таким способом раздобудет побольше ценной информации, - то есть, ведёт себя сознательно подло, не считая объект лавбейта достойным человеческого отношения.
Однако, проза жизни ещё и в том, что подобные личности просто не умеют добывать необходимую им информацию иным способом, кроме будуарного, как бы изящно и невинно это не выглядело со стороны.
Увы, как раз со стороны и заметно, сколь нелепой, топорной и косной бывает тактика лавбейта, стремящегося уязвить человека в заранее просчитанные точки разлома. Эрик Берн назвал бы это атакой на Внутреннего Ребёнка, и подобные выпады бывают особенно мерзки - хуже того, возвратны по отношению к тому, кто их инициирует.
Лавбейт, по сути, является комплексной информационной атакой на способность человека влюбляться и любить, устанавливать личностно-значимые, глубокие отношения, в том числе, интимные. Всё чаще подобные атаки проводятся с помощью программных средств, доступных определённым кругам влияния - в том числе, имеющих доступ к информационному потоку в социальных сетях.
Как заподозрить лавбейт? В вашей информационной сфере - т.е. в личном виртуальном пространстве (аккаунт, лента новостей, электронная почта, мессенджер, рекламные объявления и т.п.) появляется слишком много личного, относящегося к интимным, добрачным или супружеским отношениям. Посты с ключевыми словами "муж", "жена", "женщина", "мужчина" и т.п. на первом месте. Их всё больше, и, чем дальше, тем активней и подробней обсуждается тема отношений.
Здесь используется технология look-a-like - похожих целевых аудиторий, совпадающих (или должных, по мнению инициаторов, совпадать) с характеристиками объекта, предлагаемого вам в качестве "партнёра", "мужа" или "жены". Основываясь на том, что пользователи соцсетей активнее всего просматривают первые 5-7 постов, на них и делается вся ставка. Алгоритм задается так, чтобы посты от похожих целевых аудиторий оказывались в ближайшей доступности.
Кроме того, в последнее время соцсети совершенно не стесняются выдавать на-гора посты объекта, по их мнению, должного вас интересовать - причём, в большом количестве за один прогон, а также с определённой избирательностью. Она призвана разжечь страсти, не основанные ни на чём, кроме восприятия карт, выложенных в определённом порядке.
Объективно говоря, вы совершенно не знаете человека, предлагаемого вам, не имеете понятия о том, что это за личность и чего она стоит на самом деле, - кроме контента, ими или ею выдаваемого, имиджа и образа, который складывается в вашем представлении. Коль у вас есть возможность коммуницировать с этим человеком, картина понемногу проясняется - куда быстрей, чем при обычном наблюдении.
Однако, и здесь организаторы лавбейтов позаботились о том, чтобы жертва формировала у себя в сознании фантом, а не образ человека, близкий к реальности, открывающийся только в непосредственном общении, взаимодействии одной личности с другой. Достаточно легко добавить гирю на чашу "есть лавбейт", обнаружив три ключевых момента:
1) пользователь ограничил возможность писать ему личные сообщения - по меньшей мере, для тех, кто не является подписчиками. Данный момент, особенно в сочетании с многотысячным количеством фолловеров, свидетельствует в пользу выгоды, приобретаемой за счёт них. Эти фолловеры не рассматриваются, как нечто ценное, с ними не общаются либо общаются очень избирательно, по принципам утилитаризма.
2) пользователь провоцирует целевую личность (или группу таковых) на создание комментариев, чаще всего, остающихся без ответа или какой-либо реакции вообще. Провокационные посты резко выделяются из общего (часто, вполне благостного потока), содержат в себе контент общественного разлома или персональный дабл-бинд, намеренно используемый для дезориентации целевой личности, едва ли уверенной в том, что автор контента действительно думает так или думает это.
3) усугубление прессинга в ответ на индифферентность жертвы либо попытки уйти от преследования. Организаторы лавбейтов не брезгуют угрозами различного характера, формируя некий мрачный фон виртуального пространства, за счёт нагнетания негатива и вброса информации, призванной создать у жертвы чувство беспомощности. Тем не менее, прямых контактов (сообщения, письма, комментарии, звонки, попытки встретиться) не происходит - ничего, кроме пранкинга, который, опять же, используется как способ морального и физического истощения.
Здесь необходимо сфокусировать внимание на сути дабл-бинда как шизофреногенного явления, описанного в психологии и психиатрии. Адресату выдаётся сообщение противоречивого плана, де-факто, запрещённое к комментированию, а на поверхности, даже поощряемое к нему.
Опять же, достаточно просто убедиться в обоснованности своей гипотезы, прокомментировав пост или задав человеку прямой вопрос. Нет ответа - как минимум, накрут поста или эмоциональная раскачка. Второе становится очевидным, если такая же тактика используется, преимущественно к пользователям противоположного пола. Чаще всего, жертвами становятся женщины, решившиеся, по своим социальным привычкам, оставить комментарии к посту, чем-либо их заинтересовавшему.
Однако, в социальных сетях встречаются и женщины, уверенно играющие роль императриц, со сбором почестей, крайне избирательными ответами, преимущественным стремлением публиковать контент, а не взаимодействовать с контентом других, а также атакующие мужчин интимным контентом, без объективного взгляда на себя со стороны или намеренно, для привлечения внимания.
Более того, лавбейтеры обоих полов всё чаще оказываются в одном информационном поле, что заставляет думать об их общей принадлежности, некоем действе, участники которого заранее знают, что произойдёт, и лишь следуют правилам игры. Слишком мало непосредственности, спонтанности, естественности, слишком много натянутости, вычурности, театральности, а также стремления ограничить свой круг весьма условными рамками, которые, на поверку, всего лишь палка для инакомыслящих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий